библио
хроника
Чаадаев
Мятлев
Гагарин
Virginia
A&V
V&P
Марина
Шергин
Власов
МХАТ
Малый т-р
Доронина
Ефремов
наука


НОВЫЙ ГОДЪ.           


Весь народъ               
Говоритъ,          
Новый годъ,              
Говоритъ,          
Что принесъ,              
Говоритъ,          
Ничего-съ,                
Говоритъ,          
Кому крестъ,              
Говоритъ,          
Кому пестъ,               
Говоритъ,          
Кому чинъ,                
Говоритъ,          
Кому блинъ...             

           ФОНАРИКИ.


Фонарики, сударики,
Скажите ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
Вы видели-ль, приметили-ль,
Как девушка одна,
На цыпочках тихохонько
И, робости полна,
Близ стенки пробирается,
Чтоб друга увидать
И шопотом, украдкою,
"Люблю" ему сказать.

           Фонарики, сударики,
           Горят, себе горят,
           А видели-ль, не видели-ль,-
           Того не говорят...

Вы видели-ль мечтателя,
Поэта, в час ночной?
За рифмой своенравною
Гоняясь, как шальной,
Он хочет муку тайную
И неба благодать
Толпе, ему внимающей,
Звучнее предать.

           Фонарики, сударики,
           Горят, себе горят,
           А видели-ль, не видели-ль,-
           Того не говорят.

Быть может, не приметили....
Да им и дела нет;
Гореть им только велено,
Покуда будет свет.
Окутанный рогожею,
Фонарщик их зажег;
Но чувства прозорливости
Им передать не мог!...

           Фонарики, сударики,
           Народ все деловой:
           Чиновники, сановники,-
           Все люди с головой!
           Они на то поставлены,
           Чтоб видел их народ,
           Чтоб величались, славились...

Им, дескать, не приказано
Вокруг себя смотреть,
Одна у них обязанность:
Стоять тут и гореть,
Да и гореть, покудова
Кто не задует их...

           Фонарики, сударики,
           Народ все деловой:
           Чиновники, сановники,-
           Все люди с головой!


РАЗГОВОР ЧЕЛОВЕКА С ДУШОЮ.         


...Мне суждено - на зло смотреть,                       
Зло постигать и зло терпеть.                           
Детей, жену, родных я страстно обнимаю,    
Но их безсмертными здесь видеть я желаю,-
Как я, как дух нетленный Божества,             
Они - земные существа!                          
И их удел - утрата и разлука!                     
И вот - моя земная мука.                         

        БЫВАЛО.


Бывало, бывало,
Как все утешало,
Как все привлекало
Как все забавляло
Как все восхищало,
Бывало, бывало!

Бывало, бывало,
Как солнце сияло,
Как небо пылало,
Как все разцветало,
Резвилось, играло,
Бывало, бывало!

Бывало, бывало,
Как сердце мечтало,
Как сердце страдало,
И как замирало,
И как оживало,
Бывало, бывало!

Но сколько не стало
Того, что бывало,
Так сердце пленяло,
Так мир оживляло,
Так светло сияло,
Бывало, бывало!

Иное завяло
Иное отстало,
Иное пропало,
Что сердце ласкало,
Заветным считало
Бывало, бывало!

Теперь все застлало
Тоски покрывало!
Ах! сердце, бывало,
Тоски и не знало.
Оно уповало!
Бывало, бывало!

ВОСТОРГ.             

Настоечка тройная,          
Настоечка травная,          
Из зелий составная,        
Удивительная               
В присядку при народе    
Тряхнул-бы в хороводе...

                       РОЗЫ

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!..

ТАРАКАН.   


Тараканъ     
Какъ въ стаканъ
Попадетъ -    
Пропадетъ;    
На стекло,     
Тяжело,        
Не всползетъ. 

Так и я:    
Жизнь моя     
Отцвела,      
Отбыла;       
Я плененъ,    
Я влюбленъ,  
Но в кого?    
Ничего        
Не скажу;     
Протужу,     
Пока силъ    
Не лишилъ   
Меня Богъ;    
Но чтобъ могъ
Разлюбить,    
Позабыть,     
Никогда;      
Навсегда      
Я с тоской,   
Грусти злой   
Не бегу;       
Не могу       
Убежать,       
Перестать      
Я любить -    
Буду жить      
И тужить.      

Тараканъ     
Какъ въ стаканъ
Попадетъ -    
Пропадетъ;    
На стекло,     
Тяжело,        
Не всползетъ. 



    Отзыв Белинского на стихи Мятлева: "одно другого хуже...а те, в которых он думал воспевать высокие предметы, как в "Разговоре человека с душой", очень смешны. Все это не доказывает прав г.Мятлева ни на звание литератора, ни на место между "ста" - и нам, право, жаль издания г.Смирдина" (речь идет о сборнике Смирдина 1845 г. "Сто русских литераторов", книжка вышла, когда Мятлев уже умер). И поэтому когда в 1901 году выходил сборник "Русские поэты за сто лет", среди 123 поэтов Мятлева не было; "и долго буду тем любезен я народу, что" - если у поэта нет подобных стихов, нет и прав на звание литератора (пройдет немногим более пятидесяти лет и Толстой скажет, что "и долго буду" - подделка под искусство; либо плохое искусство).
    Вспоминает современник ("Библиотека для чтения", 1844 г., т.64): "Мятлев не был поэтом, он не сочинял стихов,- он импровизировал их, смеялся стихами, шутил рифмой...по целым часам, и вы никогда не утомлялись...Когда Мятлев кончал, вам хотелось, чтобы он продолжал".
    Мятлев - любимый поэт Лермонтова; чувство, которое владело Чаадаевым, Иваном Киреевским, Гагариным (Николаем Федоровым), выражено им в "Разговоре человека с душой"; мятлевский "таракан" кочует от Достоевского к Горькому и Платонову, "Новый год" - от Вяземского к Вельтману и Курочкину (пока не трансформируется просто в "блин"), "фонарики" считаются народной песней, "как хороши, как свежи были розы" уже давно принадлежат Тургеневу,- но приведенные выше тексты самого Мятлева так и остаются никем непревзойденными образцами. Его стихи невозможно "декламировать", каждое стихотворение рождено вместе с мелодией, и можно вести мелодию (редкие стихи Мятлева были не положены на музыку, "бывало" читали у Виельгорского под виолончель, а скоро до них доберутся и рок-музыканты).
    В 1926 г. к Малевичу, старому безобразнику, руководителю ленинградского Института художественных знаний, расположившемуся на Исаакиевской площади, в доме Мятлева, явилось четверо представителей театральной группы "Радикс", намеревавшихся устано­вить, что такое театр. Надо сказать, что эта проблема волновала еще мадам де Курдюков, любимицу Лермонтова  (мятлевские  "Сенсации г-жи Курдюковой"  шли на сцене  Александринского театра  в бенефис г-жи Сосницкой):

            ...что за кулисы!
Месяц, звезды, облака,
Замки, корабли, река,  
            Право, страх как натурально!
      Но актеры уж формально
Просто куклы...           

- о посещении мадам театра в Мангейме (Германия). Или - о миланском де ла Скала:

      И на все свои есть жесты,
      И для всех уж жест один,-
     Точно будто ряд машин!
        Размахнут руками вправо,
        Это значит: славно! браво!
       Руки влево, вздернув нос,
   Это значит: вот вопрос!
Рук обеих опущенье   
  Это значит: огорченье!
      Топ ногой и вверх кулак,-
Это уж обиды знак!     
 А кружатся, и танцуют,
     Это значит: торжествуют!

    Войдя в дом Мятлева Хармс, а за ним и остальные, разулись. Босые, они прошли в кабинет Малевича, пали на колени. Хармс:

           Исполин седой и лысый,
        Каратыгин за кулисой!

    Малевич опускается перед ними на колени. Хармс:

        И сердца в оцепененьи,
                 И вся кровь уже в волненьи!
И вся эта кутерьма
 Исчезает, как дома.
Забывая, что жена 
     Дома ждет и голодна!

    Малевич тут же, на полу, кладет резолюцию о выделении "Радиксу" Белого зала для репетиций и постановки пьесы Хармса и Введенского "Мая мама вся в часах".




* О родословной И.П.Мятлева см. "Московский журнал", 2016, №5, с.6-13





m.kovrov@mail.ru           

статистика